"Free Jazz: A Collective Improvisation" — это студийный альбом американского джазового саксофониста Орнетта Коулмана, выпущенный в сентябре 1961 года. Сессия записи прошла 21 декабря 1960 года в A&R Studios в Нью-Йорке. Альбом назван в честь на тот момент только зарождающегося движения свободного джаза. Музыка представляет собой непрерывную свободную импровизацию с несколькими краткими заранее определенными участками, записанными за один дубль без дополнительной наложенной звукозаписи или редактирования. В альбоме представлен так называемый "двойной квартет" Коулмана, то есть два самостоятельных джазовых квартета: каждый с духовым инструментом, трубой, басом и ударными. Два квартета звучат в разных каналах, при этом основной на тот момент квартет Коулмана слышен в левом канале, а второй квартет, включая бывший ритм-секцию Коулмана с Чарли Хейденом и Эдом Блэквеллом, — в правом. Два квартета играют одновременно. Альбом "Free Jazz" стал первой полнометражной импровизацией длительностью тридцать семь минут, что было невиданным на тот момент. Оригинальная упаковка LP включала картину Джексона Поллока 1954 года "Белый свет". Обложка сделана складывающейся, с вырезанным окошком в нижнем правом углу, через которое можно увидеть часть картины; открыв обложку, можно увидеть всю картину полностью, наряду с аннотациями критика Мартина Уильямса. "Free Jazz" послужил образцом для последующих записей свободного джаза для больших ансамблей, таких как "Ascension" Джона Колтрейна и "Machine Gun" Питера Брётцмана. "Free Jazz" доступен в ограниченном тираже из 1000 индивидуально пронумерованных копий на белом цветном виниле.